Современные рекламные ролики активно используют технологии 3D графики. Большинство эфирных роликов так или иначе содержат графические сцены. Использование графики позволяет создать совершенно иные эффекты восприятия - и с точки зрения реализации идеи, и с точки зрения зрелищности готового произведения. Однако, несмотря на возрастающую популярность графических роликов, процедура работы и ответственность всех участников процесса очень призрачна. И, если съемочные рекламные ролики имеют очень четкую, неоднократно апробированную процедуру, то работа над графическими сценами вызывает у большинства творческих специалистов опасение. Причина тому - отсутствие адекватно выстроенной структуры и процедурных шагов. Попробуем разобраться.

Подготовительный этап Подготовительный
этап

  Начало любого рекламного ролика, равно как и залог качества его реализации - в подготовительном этапе. Решения, принятые в этот момент, ложатся в основу всего ролика. Поэтому подготовительный этап - ключевой в производстве графических проектов (да и в целом, по отрасли, пренебрегать значением этого этапа - большая ошибка). Именно в процессе подготовки формируется правильная коммуникация между всеми участниками производства - они учатся понимать друг друга, учатся говорить на одном языке, даже если делали это не один десяток раз. Вся идея подготовительного этапа строится на трактовке, расшифровке сценария, создании эффективного "переводчика" на разные языки - язык арт-директора, язык режиссера, язык специалиста по графике...

Производственный бриф Производственный
бриф

Все начинается с производственного брифа. Этот документ является завершительным в процессе создания и утверждения креативной концепции рекламного ролика. Продакшн бриф содержит принципиальные моменты производственных задач - от описания самой креативной концепции и литературного сценария, до конкретных референсов реализации. Отличие производственного брифа на графические проекты от брифа съемочных проектов заключается в детальности проработки стиля, формы и отдельных элементов графики. Как правило, стилистика реализации графики уже заложена в креативную концепцию. В этом случае арт-директор уже имеет на руках определенное количество референсов или эскизов. Этот шаг помогает продакшену очень четко представить себе готовый ролик в ракурсе его технических особенностей.

 
Выбор подрядчика Выбор
подрядчика

  Производственный бриф предоставляется продакшену или нескольким продакшенам (в случае тендерной ситуации) для подготовки детального предложения.Здесь стоит коснуться темы работы с подрядчиком. Обычно подрядчиков в реализации графического рекламного ролика несколько. Рекламное агентство, продакшн и постпродакшен - такая комбинация чаще всего является залогом эффективной реализации и в творческом, и в организационном, и в техническом плане. В этом случае рекламное агентство отвечает за креативную составляющую рекламного ролика, за соответствие идеи основным требованиям клиента, отслеживает использование элементов фирменного стиля и участвует во всех промежуточных производственных этапах. Агентство представляет, как правило, несколько ключевых специалистов, курирующих проект - арт-директор, продюсер, копирайтер, аккаунт-менеджер. Налаженная система взаимодействия между этими участниками апробируется на этапе создания креативной концепции, поэтому агентская группа чаще всего - это четко организованная команда, работающая в направлении качественного, "работающего" продукта, мыслящая при этом важными смысловыми единицами клиента. Продакшн борется за право работы над проектом, формируя собственное представление о реализации креативной концепции. Пока все очень похоже на работу над съемочным рекламным роликом. Однако, уже на этапе подготовки предложения, кроются самые важные отличительные особенности. Важно помнить, что некоторые продакшены не обладает собственной студией постпродакшена. Поэтому, презентуя проект, продакшен одновременно представляет и своего подрядчика в области постпродакшена. Это может быть постоянный партнер студии, а может быть и совершенно новое лицо, специализирующееся на определенном виде работ.

  Выбирая студию, которая возьмется за производство графического рекламного ролика, клиент совместно с агентством принимает многоступенчатое решение. Опирается это решение на несколько базовых единиц. Во-первых, опыт тандема. Не обязательно совместный, возможно каждого из участников. Распространены ситуации, когда небольшой продакшен ангажирует для проекта крупнейшую студию постпродакшена. В этом случае клиент понимает, что основной объем и техническая составляющая ложатся на плечи постпродакшена и выбирает эту группу. В свою очередь, небольшой продакшен заинтересован в максимальном освоении бюджета, поэтому изыскивает возможности работы с наиболее прогнозируемыми подрядчиками, дабы избежать накладок. Крупный продакшен, в свою очередь, имеет преимущество "имения", то есть наличия в структуре собственной студии постпродакшен. Это преимущество, по факту, ничего существенного для клиента не означает. Стоимость работ и согласованность действий практически не отличается от работы продакшена и подрядчика - студии постпродакшена. Поэтому основным фактором для принятия решения служит основной шоурил студий, а так же шоурил конкретного направления графической реализации. Этот шоурил предоставляет студия постпродакшен. Это может быть и общий шоурил студии, и специально подготовленный, состоящий из тематических работ схожей реализации.

Режиссерский тримент и экспликациин Режиссерский
тримент
и экспликациин

  Следующая опорная точка в принятии решения о выборе продакшена - режиссерский тритмент. Здесь есть очень важный нюанс - не все постпродакшен студии располагают штатными режиссерами, и в принципе, режиссер графики - новая для нашей страны профессия, подобных специалистов можно пересчитать по пальцам одной руки. Поэтому тритмент обычно формирует арт-директор постподакшена - специалист, который кроме художественного представления о концепции реализации проекта, обладает еще и знаниями технических особенностей. Совершенно другой уровень проработки темы и детализации показывает режиссер графики. Ведь именно режиссерский тритмент ложится в концепцию будущего произведения. Степень проработки тритмента для графических рекламных роликов отличается от съемочных проектов. Это очень важная составляющая презентации возможностей продакшена и постпродакшена. Именно тритмент позволяет оценить уровень понимания концепции, технических особенностей и креативных способностей команды. Поэтому тритмент для графических проектов разрабатывается с особенной детальностью. Это не просто режиссерское видение ролика. Это так же и детальное описание технических приемов со ссылками на примеры, эскизные работы и покадровый - режиссерский сценарий.

Техническое оснащение студии Техническое
оснащение
студии

Важным документом презентации продакшена являются различные экспликации - своего рода основы произведения в изложении режиссера. Для персонажной анимации экспликации составляются для каждого действующего лица. Это подробное описание героя, его характерных и поведенческих составляющих, его внешнего вида, его движений и пр. Для технической графики - это детальное описание и эскизы всех конструкций, для сложносоставной графики и для сцен совмещения с видео прорисовываются все элементы сцен, все пространственные и фоновые конструкции. Такого рода тритмент ярко и наглядно демонстрирует творческие и технические ресурсы студий, и чаще всего решение о выборе одного из претендентов основывается на результатах рассмотрения тритмента. Еще один важный показатель профессионализма подрядчика - техническое оснащение. Подобно съемочному рейдеру, студия постпродакшен заявляет о своих технических ресурсах. Ориентироваться в этом документе необходимо на два основных параметра - количество рабочих станций и их мощность, а так же наличие постов рендера, или иначе - рендерфермы и ее технических характеристиках. Эти данные скажут о многом. Рабочие станции указывают на количество человек, способных одновременно быть задействованными на проекте, а наличие рендерфермы скажется на возможности просчета большого массива данных. Это показатель и времени, и качества рендера, и, как следствие, качества готового материала. Особо важно это становится для проектов, требующих существенных мощностей: для рекламных роликов с высоким разрешением (формата Full HD и выше), а так же для проектов, требующих сложного рендера (сцены с макропланами, с большим массивом данных, максимально общие планы с высокой детализацией, а так же сцены с анимацией, в том числе физических частиц - жидкостей, паров, пыли и пр.)

 
Состав творческой группы Состав творческой
группы

  И, наконец, персоналии, или количество специалистов, планирующих работу над проектом. Эти данные являются не менее важными, чем технический рейдер. Группа, работающая над графическим проектом должна быть максимально укомплектована. Это значит, что кроме конкретных технических специалистов, команда должна содержать и творческую, и организационную группу. Стоит обратить внимание на наличие в команде CG супервайзера - лица, ответственного за реализацию проекта в технической части, во всех ее ракурсах. Среди технических специалистов важно наличие моделеров, которые занимаются созданием моделей для анимации, они же могут заниматься шейдингом и лайтингом, при этом настройка визуализации может ложиться на плечи отдельных специалистов. Целое направление студии постпродакшен, как правило, занимается компоузингом. При кажущейся универсальности этой группы (специалисты по компоузингу активно принимают участие в процессе работы над съемочными роликами), компоузинг для графических роликов - сложный, многоступенчатый процесс, поэтому специалист по компоузингу должен обладать достаточным объемом знаний для работы с 3D графикой. От их квалификации зависит общее восприятие картинки, атмосфера, объем, цвет и световые эффекты (блики, отражения). Наличие комплектованной группы для работы над графическими проектами означает качество и скорость работы постпродакшена, оперативность реагирования на доработки и понимание пожеланий клиента, которые чаще всего представляют собой общие пожелания, не касающиеся конкретной технической реализации. Расшифровать эти требования, переложить их на технический язык по силу только опытной группе.

  Часто встречается ситуация, когда группа постпродакшена комплектуется из фрилансеров, при этом сама студия является своего рода управленческой единицей, которая курирует работу удаленных специалистов. У подобной схемы есть явные недостатки, основным из которых является недостаточная ответственность участников проекта. В таких группах авральные ситуации - типичная история, особенно это касается сложных проектов, где каждый участник работает не просто над определенным объемом заданий, но над конкретными сценами целиком. Здесь срабатывает правило "выпадения звена", когда недобросовестное отношения удаленного специалиста ставит под вопрос наличие сцены в проекте в принципе, что особо актуально становится для проектов со сжатыми сроками, а таковых большинство. Не стоит сбрасывать со счетов утечку информации - сценарий, отдельные сцены, важные чертежи или рабочие файлы легко могут уйти в сеть и стать предметом общего пользования. Это ставить под угрозу рекламную кампанию в целом. Избежать этого довольно просто. Достаточно увидеть студию, удостовериться в наличии рабочих станций и специалистов, заявленных в рейдере, а так же получить от продакшена документ, подтверждающий конфиденциальность текущего проекта.

  И все же оценка подрядчика лежит в основном на творческом понимании идеи рекламной кампании, на грамотном тритменте и качественных экспликациях. По сути, все эти документы так или иначе указывают на принципиальные преимущества тандема продакшен-постпродакшен, а дальше остается дело за не менее важным элементом - организации процесса, продюсерской функции подрядчика. Грамотно и своевременно предоставленные тайминги, договора и соглашения продемонстрируют качественный подход к организационному процессу. Обязательно наличие в группе продюсера постпродакшена, имеющего значительный опыт работы с графическими проектами. Особое внимание стоит обратить на тайминг, точнее - на его проработанность. В этом документе должны быть четко прописаны этапы выполнения работ, с учетом их дробности, а так же сроки принятия промежуточных этапов. Принимать графический проект суммарно означает оказаться в западне финального срока сдачи проекта, поскольку внесение доработок в графические сцены - дело довольно трудоемкое и затратное по времени. Поэтому стоит предусмотреть возможность постоянного контроля проводимых работ, а так же заложить в календарный план период внесения корректировок еще на этапе моделинга. Это позволит избежать дополнительной работы подрядчика - анимации, рендеринга и сведения сцены.

Предпроизводственные встречи Предпроизводствен-
ные встречи

  После прохождения тендера наступает этап предпроизводственных встреч (PPM - pre production meting). Их может быть несколько, в зависимости от сложности проекта и необходимости предоставления предварительных материалов - тестовых рендеров, подробных аниматиков, скетчей и т.п. Это время детализации проекта. Если для съемочного ролика бывает необходимо и достаточно предоставить раскадровку (story board) и режиссерский сценарий, то для графических проектов раскадровка является скорее творческой единицей, своего рода общим заданием для подрядчика. Здесь основным презентационным материалом становится аниматик. Аниматик графического проекта - это, по сути, проект рекламного ролика, выполненный в упрощенной манере. При этом аниматик не просто визуализирует идею, показывает ее в динамике, как принято его воспринимать. Аниматик содержит очень важную константную для технических специалистов информацию - ракурсы камеры, крупности, динамку объектов, а так же монтажные приемы и хронометражи всех сцен. Утверждение и внесение корректировок в аниматик - очень важный процедурный этап, поскольку подвинуть камеру в момент съемок нам ничего не стоит, а переделать ракурс графической сцены после завершения рендера означает по сути переделку всей сцены. Поэтому на шлифовку аниматика необходимо заложить существенное количество времени, а принимать аниматик - со всей ответственностью, и всем участникам проекта от представителей клиента до арт-директора и аккаунта агентства.

Техническое оснащение студии Этап подготовки
моделей
и анимации

  Старт работ - это период моделинга. На этом этапе формируется "скелет" всех графических элементов - их геометрия. Несмотря на то, что стадия моделинга продолжается или идет неразрывно со стадией шейдинга (подбор и наложение текстур материалов) и лайтинга (выставление источников света), принимать результат моделинга просто необходимо. Качественная, проработанная модель с утвержденной геометрией должна полностью соответствовать результатам подготовительного периода. Утверждение геометрии у клиента чаще всего не производится, это сложный для восприятия технический этап работ, поэтому утверждают модели агентство и продакшен. При этом заказчик четко представляет себе (по предоставленным референсам, скетчам и экспликациям) как должен выглядеть объект, его пропорции и материалы.

 
Скелетная анимация Скелетная
анимация

  Для работы над анимированными персонажами прорабатываются эскизы героев, готовятся скетчи. Чаще всего это не просто набросок, это изображения, позволяющие оценить характер и динамику персонажа, его физические и поведенческие особенности. Предшествует скетчам экспликация, которая довольно подробно описывает персонажей - главных и второстепенных героев, а так же объекты окружения. Занимается скелетной анимацией ригер - специалист по созданию анимационных персонажей. Объем его знаний распространяется не только на технические сферы, но и требует значительного художественного потенциала. Работа арт-директора с ригером напоминает работу режиссера с актером: это и постановка задач и раставление эмоциональных акцентов. Порой бывает проще представить себя на месте персонажа, посмотреть в зеркало, изучить мимику и характер движений отдельных частей тела.

Этап рендеринга Этап рендеринга

  После наложения текстур, настройки источников света и анимации камеры наступает период рендеринга. Рендеринг (от англ. rendering — «отрисовка») - это процесс получения изображения по модели с помощью компьютерной программы. Большие массивы данных графических сцен и наличие анимации требует существенных производственных ресурсов студии постпродакшена. Как правило, просчет графики происходит с помощью стационарных постов, включенных в систему, именуемую рендерфермой. В этом случае весь рендеринг осуществляется удаленно, без привлечения рабочих станций. Это позволяет работать над просчетом сцен без ущерба работы специалистов. Процедура рендеринга затрачивает существенное время, поэтому для понимания готового изображения предоставляются так называемые пререндеры - промежуточные кадры анимации. По требованию заказчика пререндеры могут проходить постобработку и представлять собой финальное изображение будущей сцены. Результат рендеринга как правило отдельно не утверждается, только в особых случаях и при наличии такового требования со стороны агентства.

Этап компоузинга Этап
компоузинга

  Принципиальное утверждение сцены происходит после постобработки - компоузинга. На этом этапе собираются отдельные слои сцены (пасы), добавляются блики, различные световые и цветовые эффекты, проводится частичная цветокоррекция - то есть, по сути, изображение приводится к финальному визуалу. Остается произвести монтаж и финальную цветокоррекцию.

Сцены, прошедшие постобработку последовательно утверждаются у клиента. Большое количество корректировок на этом этапе означает не достаточно проработанный механизм подготовительного периода и промежуточных утверждений. По сути готовая сцена по крупности, движению камеры и анимации должна в точности соответствовать той же сцене из аниматика.

 
Утверждение проекта Утверждение проекта

Таким образом, графический ролик еще до проведения чернового монтажа подлежит полному утверждению отдельных сцен. И процедура монтажа носит номинальный характер, поскольку представляет собой клонированный монтаж аниматика.

Проекты совмещения Проекты
совмещения

  Однако, в случае работы с рекламными роликами, которые производятся по технологии совмещения - когда съемочный объект (чаще всего актер) внедряется в виртуальные декорации или совмещается с отдельными графическим объектами, процесс создания графики не ограничивает процедуру работы над роликом. В этом случае съемочный материал обрабатывается, проходит этап так называемого кеинга - отделения съемочного объекта от съемочного фона. Для этого в съемочном периоде используются специальные фоны - хромакей (от англ. chroma key - «цветовой ключ»). Случается, что процесс кеинга затруднен, чаще всего в случае, когда объем графических элементов сильно уступает в количестве съемочным элементам. К примеру, когда необходимо внедрить графическую упаковку или слегка доработать съемочный фон - "почистить" рекламные щиты и вывески, "удалить" автомобили с дороги, добавить на деревья листвы, дорисовать задний план - в этом случае более простая и менее трудоемкая технология меняется на сложную, кропотливую работу, именуемую ротоскопингом. Эта процедура подразумевает создание масок - контуров объекта, которые пересекают графические элементы. Количество таких масок соответствует количеству съемочных объектов и хронометражу сцены - по 25 масок на секунду. Когда съемочный объект отделен от фона, начинается процесс совмещения с графическими элементами или целыми сценами. Для начала необходимо совместить движение съемочной и виртуальной камеры, эта процедура имеет название трекинга, то есть определения траектории. И, наконец, съемочный объект внедряется в графическую сцену, проводится постобработка (тени, частичная цветокоррекция) и, на выходе, получаем готовую для утверждения сцену. Технически это сложная для понимания творческих специалистов работа. Но есть несколько очевидных фактов, на которые стоит обратить внимание в первую очередь. Во-первых, качество кеинга. Ответственность за этот результат лежит, как ни странно, на плечах съемочной группы. Недостаточная проработка освещения всегда оказывает прямое влияние на качество кенга. Что может броситься в глаза? Границы фона на съемочном объекте, появление отдельных артефактов кеинга, к примеру, под ногами, вокруг рук или волос, особенно это актуально для съемочных объектов в динамике. Так же стоит обратить внимание на качество совмещения и трекинга. Объект не должен "плыть", то есть графические и съемочные объекты должны быть полностью завязаны между собой, быть продолжением друг друга, по цвету, свету и рисунку теней все элементы так же должны совпадать. Эти моменты отслеживаются всеми участниками процесса до демонстрации готовой сцены клиенту.

Участие клиента в проектах Участие
клиента в проектах

  Грамотно организованный подготовительный процесс накладывает и на клиента определенную ответственность в принятии решений о внесении глобальных корректировок, поскольку еще на начальном периоде представители отдела рекламы очень четко представляют себе процедуру работы, а так же трудоемкость и техническую сложность процесса. Привлечение клиента в период работы над графическими сценами на практике позволяет избежать множества ошибок, особенно если речь идет о технически сложном объекте, а так же находиться в постоянном диалоге. Мы всегда выступаем за активное участие, за возможность всех звеньев, ответственных за принятие решения, почувствовать сопричастность и вовлеченность в проект. Тогда результат устраивает всех - именно потому, что это не просто результат работы студии, а совместный, кропотливый и всесторонне проверенный результат качественной работы.

© OPTIMUM Production 2012 +7(495)509-39-91, 978-92-00